Растущий спрос на рабочую силу побуждает предприятия искать новые мотивирующие методы, чтобы удержать сотрудников. Однако, какие из них на самом деле эффективны? По аналогии с умными таблетками, доставляющими лекарство к болевой точке, меры по закреплению кадров должны быть направлены на конкретные возрастные категории работников, а не быть общими. На этом сделал акцент ректор Международного университета «МИТСО» Федерации профсоюзов Беларуси Владимир Поздняков, выступая на семинаре при Парламентском собрании Союза Беларуси и России «Актуальные вопросы развития системы социального партнерства в сфере труда в Союзном государстве».
Как показывают данные социологических исследований, трудовые ценности у работников разных возрастных категорий различаются. Владимир Поздняков привел конкретные факты из последнего соцопроса, в котором приняли участие работники белорусских предприятий различных сфер деятельности – в целом более 10 тыс. человек: свыше 3 тыс. мужчин и более 7 тыс. женщин.
Анкетирование проводилось Центром социологических исследований университета «МИТСО» (аккредитован Комиссией по опросам общественного мнения при Национальной академии наук Беларуси) совместно с Белорусским институтом стратегических исследований. По словам докладчика, для анализа предпочтений работников в данном исследовании впервые использован дифференцированный метод исходя из возрастной категории: до 30 лет, 31-40 лет, 41-50, а также 50 лет и старше.
Если оценивать среднестатистический результат, то очевидно, что на первом месте стоит высокая зарплата. Так ответили 69,4% от общего числа респондентов. Далее следуют интерес к работе, благоприятный социально-психологический климат, условия и график труда.
– Однако ценность тех или иных аспектов работы различается в зависимости от возраста респондентов. Например, опрошенные работники до 30 лет чаще называли зарплату в качестве приоритетного фактора, чем респонденты, которым 50 лет и больше. Это относится к оценке важности условий труда: более половины работников в возрасте до 30 лет оценили их как важные, тогда как среди опрошенных в возрастной группе 50 лет и старше так считает лишь треть опрошенных, – обратил внимание Владимир Поздняков.
По его словам, на вопросы о мерах, которые способны повлиять на решение продолжить работу на предприятии в течение долгого времени, преобладающие ответы респондентов разных возрастных групп также разошлись в цифрах. Молодежь, к примеру, помимо высокой зарплаты, может удержать возможность карьерного роста. Так ответила почти половина респондентов в возрасте до 30 лет. Поддержку в решении жилищного вопроса назвал каждый третий молодой человек. Помимо этого, для молодежи важны возможность переобучения и повышения квалификации за счет предприятия, а также гибкий график работы.
В возрастной группе 41-50 лет потенциальный карьерный рост на второе место поставил почти каждый третий респондент, не менее важным оказалось и переобучение за счет предприятия. При этом четверть опрошенных назвала в качестве мотивирующей причины возможность ухода в отпуск в удобное время.
Работники старше 50 лет, одним из действенных стимулов считают дополнительное страхование за счет работодателя.
Интересен и другой факт. Подавляющее количество респондентов всех возрастных категорий позитивно оценивают социальный пакет, который предоставляют предприятия.
Исследование также показало, что установка на смену места работы наиболее ярко выражена у молодежи. Каждый третий респондент в возрасте до 30 лет считает: если работа не устраивает, найти новую – не проблема. В остальных возрастных группах с этим преимущественно не согласны.
– Таким образом, на основании приведенных данных можно сделать вывод, что меры по закреплению сотрудников на рабочих местах должны быть направлены на конкретные возрастные категории работников, – констатировал Владимир Поздняков.
По его мнению, предприятиям стоит проводить опросы, чтобы понимать ожидания сотрудников. А, принимая стимулирующие меры, ориентироваться на адресный подход.
Источник - 1prof.by


















