НАЦИОНАЛЬНОМУ ИНСТИТУТУ ОБРАЗОВАНИЯ – 90 лет

1
Национальный институт образования: основные этапы развития

В октябре 1929 года был создан Научно-исследовательский институт педагогики и педологии, с которого началась история Национального института образования. Вообще история Института неразрывно связана с событиями, которые происходили в нашей стране: создание системы народного образования в БССР, воссоединение восточных и западных земель Беларуси, процессы обновления страны после Великой Отечественной войны, ее экономическое и культурное развитие, становление Республики Беларусь как независимого государства и т.д. На протяжении многих лет деятельность Национального института образования была направлена на становление и укрепление национальных традиций педагогической науки и практики, определение основных направлений развития системы образования в Республике Беларусь.

1929–1931 годы – Научно-исследовательский институт педагогики и педологии.

2

Директор – П.Я. Панкевич, доктор педагогических наук, профессор.

Талантливый ученый и прекрасный организатор П.Я. Панкевич был не только основателем Научно-исследовательского института педагогики и педологии, но и Председателем научного совета Главнауки при Наркомпросе БССР. В числе первых педагогов-теоретиков стоял у истоков научно-педагогических исследований в нашей стране. П.Я. Панкевич является одним из создателей «Педагогической энциклопедии», изданной в Москве в 1927 году, автором ряда научных работ, которые оказали значительное влияние на становление и развитие национальной системы образования.

Открытие института было вызвано необходимостью разработки актуальных педагогических проблем развития национальной системы образования: изучения, обобщения и распространения педагогического опыта, разработки практических рекомендаций для учителей по насущным вопросам обучения и воспитания. Структура Института состояла из двух отделов (педологии и методов внешкольной политпросветительной работы), в которых работали 9 сотрудников.

Из архивных источников.
Необходимость открытия научно-исследовательского института в республике возникла в конце 20-х годов. В 1928 году была принята резолюция по докладу о научно-исследовательской деятельности в БССР, где утверждался ряд мер по развитию этой сферы деятельности:
«в) основать в ближайшую 5-летку следующие научно-исследовательские учреждения:
1) Институт для изучения промышленности. Передав ему существующие для изучения промышленности учреждения при Инбелкульте и сельскохозяйственном институте.
2) Институт педагогики и педологии.
3) Кафедру марксизма и ленинизма.
4) Кафедру экономики» (Национальный архив Республики Беларусь, фонд 42, опись 1, ед. хр. 1932, л. 3).

За основу для формирования структуры и определения направлений деятельности научно-исследовательского института педагогики и педологии было взято «Положение о научно-исследовательских педагогических институтах», утвержденное в 1921 году научно-педагогической секцией Государственного ученого совета РСФСР.

1931–1934 годы – Научно-исследовательский институт коммунистического воспитания, 1934–1939 годы – Научно-исследовательский институт школьной педагогики, 1939–1941 годы – Научно-исследовательский институт школ Народного комиссариата просвещения БССР.

Директора: П.Я. Панкевич, доктор педагогических наук, профессор; М.А. Шаткин, Д.Б. Борщевская.

Основными направлениями деятельности в 30-е годы были: теоретическое осмысление проблем обучения и воспитания, политехнизации школы, разработка учебных планов и программ, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Потребность в сближении научно-теоретической деятельности Института с практикой школьной работы обусловила преимущество прикладных исследований над фундаментальными.

В предвоенный период большое внимание стало уделяться повышению научно-методического уровня сотрудников Института: проводились научные семинары, конференции. К участию в научно-исследовательской работе приглашались известные ученые Москвы, Ленинграда. Активизировалось сотрудничество Института с соответствующими кафедрами педагогики вузов, институтами усовершенствования учителей.

Из архивных источников.

«В марте 1941 г. институтом вместе с Наркомпросом была проведена 1-я Всебелорусская научно-педагогическая конференция, на которой обсуждались две проблемы: вопросы воспитания сознательной дисциплины и вопросы повышения грамотности. Докладчиками по основным вопросам выступали лучшие учителя. В процессе подготовки конференции научные работники института консультировали докладчиков и помогали им готовить доклады. Институт вместе с Наркомпросом готовит Вторую научно-педагогическую конференцию по вопросам педагогических навыков в преподавании химии, физики, биологии, математики и географии…» (Национальный архив Республики Беларусь, фонд 42, опись 1, ед. хр. 2186, л. 2–3). Проведение Второй научно-педагогической конференции было запланировано на июль 1941 года…

Великая Отечественная война почти на 4 года приостановила деятельность НИИ школ. В этот тяжелый для всей страны период сотрудники Института не остались в стороне от борьбы с фашистскими захватчиками: сражались на фронтах, участвовали в партизанском движении.

Уже в начале 1945 года в соответствии с постановлением Правительства БССР «О возобновлении деятельности Научно-исследовательского института школ Наркомпроса БССР» Институт снова начал работать. В первые послевоенные годы все силы научных сотрудников были направлены на оказание помощи руководителям, учителям, воспитателям в налаживании образовательно-воспитательного процесса в восстановленных учреждениях образования.

1945–1951 годы – Научно-исследовательский институт школ Народного комиссариата просвещения БССР, 1951–1990 годы – Научно-исследовательский институт педагогики Министерства просвещения БССР.

Директора: А.И. Кравцов; С.А. Умрейко, кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПН СССР; И.Е. Лакин, П.С. Сонцев, кандидат педагогических наук; В.В. Ивашин, доктор филологических наук, профессор, действительный член АПН СССР, НАН Беларуси; М.А. Лазарук, доктор филологических наук, профессор, действительный член АПН СССР, НАН Беларуси.

Основные направления деятельности Института в этот период: исследование проблем общей педагогики, истории педагогики, психологии, методики преподавания учебных предметов, разработка содержания обучения и подготовка учебников по предметам национально-культурного компонента среднего образования, координация научно-педагогических исследований в БССР.

Значительным событием в истории Института послевоенного времени было возникновение научных школ, основателями которых становились талантливые ученые и педагоги – создатели новых теорий, что содействовали интенсивному развитию национальной системы образования. Одной из таких школ является школа литературной и языковой дидактики, основанная М.А. Лазаруком и В.В. Ивашиным. В рамках школы проводились исследования по проблемам литературоведения и языкознания, теории и методики преподавания литературы. В конце XX века их прогрессивные идеи нашли воплощение в концепции реформирования литературного образования – «Концепция литературного образования в средней школе» (1991), разработанной под руководством М.А. Лазарука. На основе Концепции были обоснованы теоретико-методические принципы изучения белорусской литературы в контексте мировой и русской литературы; определены основные направления научно-методического обеспечения курса белорусской литературы в школе, составлены новые программы и учебники.

В 50-е годы на Институт возлагались функции: внедрения результатов деятельности его сотрудников в педагогическую практику; оказания методической помощи школам, детским домам и дошкольным учреждениям в деле воспитания и обучения детей; осуществления координационной деятельности при разработке актуальных проблем педагогической науки и создания широкой научно-корреспондентской сети творческих педагогов.

Из архивных источников.

В 1946 году под руководством директора А.И.Кравцова сотрудниками Института было разработано «Положение о научных корреспондентах Научно-исследовательского Института школ Министерства просвещения Белорусской ССР», утвержденное Министром просвещения БССР Е. Ураловой. Согласно этому документу научными корреспондентами могли становиться «учителя, заведующие учебной частью, и директора школ, методисты, инспектора, преподаватели педучилищ, преподаватели и научные сотрудники пединститутов, учительских институтов и институтов усовершенствования учителей, работники районных методических кабинетов и другие лица, работающие в области педагогики и отдельных методик» (Белорусский Государственный архив научно-технической документации, фонд 147, опись 1 уд., ед. хр. 3, л. 8).

Содержанием деятельности научных корреспондентов являлось:
«а) самостоятельное описание опыта своей работы или работы школы по какому-либо вопросу педагогики или методики отдельного предмета;
б) опытная проверка вопросов учебно-воспитательной работы по заданиям института и разработка общепедагогических и частных вопросов по заданиям Института;
в) периодическая присылка в Институт материалов, характеризующих опыт школ…
г) присылка в Институт отзывов и заключений на методические материалы и учебно-наглядные пособия, разработанные Институтом» (там же).

Институт научных корреспондентов просуществовал не одно десятилетие, способствуя укреплению связи педагогической науки с практикой, приобщению учителей к научной деятельности. Наиболее талантливые из них позже защитили кандидатские и докторские диссертации.

НИИ педагогики непосредственно отвечал за издание учебников и учебных пособий для школ, выполнял задания Министерства просвещения по решению организационных проблем народного образования, руководил областными институтами усовершенствования учителей.

Тематические планы курсов повышения квалификации педагогических кадров, которые разрабатывались на протяжении многих лет Институтом, характеризуются многообразием рассматриваемых проблем и органическим сочетанием теоретического материала с наиболее эффективными и актуальными для того времени формами и методами педагогической работы. Как свидетельствуют архивные документы 50-х годов, программы курсов были рассчитаны на все категории педагогических кадров и способствовали улучшению качества системы повышения квалификации.

Сотрудники Института регулярно проводили работу по обобщению и внедрению передового педагогического опыта в форме педагогических чтений и научно-педагогических конференций.

В 60–70-е годы успешное решение новых ответственных задач, связанных с совершенствованием системы образования (переход от 11- к 10-летней школе), потребовало дальнейшего повышения теоретического и методического уровней исследований, укрепления связи педагогической науки с практикой.

8
Значительным событием в истории Института и всей системы образования страны была организация выставки «Народное образование в БССР» в г. Женева (Швейцария). Тематико-экспозиционный план выставки 1962 года, разработанный Институтом, включал 12 стендов. Материалы экспозиции демонстрировали достижения системы образования во всех областях (дошкольное воспитание, школьное обучение, внешкольная работа, пионерские организации, высшие учебные заведения) и стали ярким свидетельством прогресса народного образования в БССР.
 

Основными направлениями научно-педагогической деятельности Института в этот период являлись: научно-педагогическое определение содержания учебных программ, связанных с переходом к общему среднему образованию; обоснование перехода школ на обновленное содержание образования; совершенствование методов учебно-воспитательной работы в общеобразовательных школах и ПТУ в условиях завершения всеобщего среднего образования; политехническое образование, трудовое обучение, профессиональная ориентация учащихся; идейно-политическое, нравственное и трудовое воспитание; разработка общих проблем педагогики и педагогической психологии и др.

Повышению уровня научных исследований способствовало сотрудничество НИИ педагогики с Академией педагогических наук СССР. Между Академией и Институтом был заключен договор о творческом содружестве. В 1968/1969 и в 1969/1970 учебных годах проводилась совместная экспедиция, посвященная изучению опыта школ Беларуси по совершенствованию общего образования учеников, воспитания, отношения к работе.

Дальнейшие совместные исследования касались проблем формирования научного мировоззрения учащихся, совершенствования методов и организационных форм учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе, планирования и организации народного образования, обучения русскому языку в национальной школе. АПН СССР стимулировала развитие межреспубликанских научно-педагогических контактов. Укреплялись связи НИИ педагогики с аналогичными учреждениями Литовской, Эстонской и других союзных республик. В 1975 году была проведена совместная научная конференция НИИ педагогики БССР и Литовской ССР «Познание ученика при формировании его личности» (использованы материалы книги «Национальный институт образования: история и современность (1929 — 2004) / под ред. В.П. Пархоменко, Н.Г. Еленского. – Минск: НИО, 2004. – 320 с.).
В 1979 году плодотворный пятидесятилетний труд ученых и методистов Института был отмечен Верховным Советом БССР.

80-е годы выделяются подготовкой и проведением школьной реформы, задуманной как решающий поворот в системе образования к достижению высокого качества преподавания через серьезное расширение и углубление связей школы с потребностями жизни. В этот период НИИ педагогики обеспечивал развитие следующих направлений педагогической науки: идейное, нравственное, правовое, семейное, эстетическое воспитание школьников; активизация самостоятельной деятельности учащихся при изучении школьных предметов; совершенствование методики изучения белорусского и русского языка и литературы; проведение эксперимента по обучению детей 6-летнего возраста с 5-дневной неделей; определение содержания и форм работы в школах и группах продленного дня; трудовое обучение и воспитание (подготовка учащихся к выбору профессии) и др.

Кроме того, создавались учебники, методические пособия, учебные программы по предметам, готовились различного рода методические письма, рекомендации и т.д.

Новым и отличительным в работе Института в этот период являлось его тесное сотрудничество с Педагогическим обществом республики – общественным объединением, деятельность которого была направлена на активизацию воспитательной работы, самообразование учителей, методическую учебу, изучение и пропаганду передового педагогического опыта.

В 80-е годы Институт подготовил ряд коллективных работ фундаментального характера: «Просвещение и педагогическое мнение Беларуси: с древних времен до 1917 года» (1985), «Антология педагогической мысли Белорусской ССР» (1986).

Научные достижения сотрудников Института находят все большее признание на всесоюзном и международном уровнях. Так, по итогам работы в первой половине 80-ых годов (1980 — 1986) четыре разработки Института были отмечены медалями ВДНХ, а одной из них (за создание комплекса средств по обучению русскому языку) было вручено еще 4 удостоверения «Участник ВДНХ». Такие же свидетельства получили М.Г. Огурцов (за комплекс работ по проблеме формирования мировоззрения школьников), В.К.Плешевич (за разработку голограммных учебно-наглядных пособий).

90-е годы стали определяющими в формировании белорусской государственности. В связи с ликвидацией АПН СССР все теоретико-методологические и научно-методические проблемы, связанные с созданием национальной системы образования и воспитания, необходимо было решать непосредственно в нашей стране. В новых социокультурных условиях на Институт была возложена ответственность за разработку социально-экономических и научно-педагогических прогнозов и перспектив развития образования, исследование теоретических основ становления национальной системы непрерывного образования, научно-методическое обеспечение непрерывного образования в Республике Беларусь.

С целью подготовки педагогических кадров высшей квалификации для национальной системы образования в Институте была создана аспирантура, затем – докторантура, начал функционировать специализированный Совет па защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата, а с начала 1993 года – доктора педагогических и психологических наук. Кстати, это был первый в Беларуси докторский совет по психолого-педагогическим наукам.

В 1995 году открылась магистратура, одной из основных задач которой была подготовка специалистов-магистров для высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, лицеев, колледжей, гимназий, системы управления в области образования, а также создан по решению ВАКа Беларуси Совет Д 02.23.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по специальностях: 13.00.01 – общая педагогика (по педагогическим наукам); 19.00.01 – общая психология, история психологии (по психологическим наукам); 19.00.07 – педагогическая психология (по психологическим наукам).

Важным событием в истории национальной системы образования стало принятие Закона «Об образовании в Республике Беларусь» (1991), разработка теоретических основ которого осуществлялась непосредственно в Институте. На основе закона сотрудниками Института совместно с учеными вузов страны были разработаны «Концепция образования и воспитания в Беларуси», «Государственная комплексная программа развития образования и воспитания в Беларуси на период до 2000 г.», утвержденная Советом Министров Республики Беларусь.

Начал издаваться основанный Институтом журнал «Адукацыя і выхаванне». Позже, в 1995 году, редакция этого журнала выступила основателем серии предметных научно-методических журналов «У дапамогу педагогу».

Серия включает 22 издания. Редакции ряда журналов возглавили сотрудники Института: «Беларуская мова і літаратура» – В.В. Протченко, «Геаграфія: праблемы выкладання» – Б.М. Крайко, «Асновы мастацтва» – В.А. Салеев, «Псіхалогія» – Я.Л. Коломинский, «Дэфекталогія» – Т.Л. Лещинская, «Тэхналагічная адукацыя» – Б.В. Пальчевский.
В 2003 году к ряду периодических изданий педагогического направления присоединен научно-практический и информационно-методический журнал «Веснік адукацыі». На его страницах освещаются актуальные проблемы педагогической науки и практики, обсуждаются перспективы развития национальной системы образования.
С 1996 года – Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь, Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.

Директора: Б.Н. Крайко, кандидат педагогических наук; В.П. Пархоменко, доктор педагогических наук, профессор; Г.В. Пальчик, доктор педагогических наук, доцент.

Приоритетные направления деятельности Института: разработка Концепции и Программы реформы общеобразовательной школы, новой структуры и содержания общего среднего образования, системы оценки учебных достижений школьников; научно-методическое обеспечение реформы; подготовка к выпуску и организация издания учебной и учебно-методической литературы для учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования.

В 90-е годы важнейшими задачами, над которыми работал Институт, были: решение теоретико-методологических проблем национальной системы образования и воспитания; исследование закономерностей и национальных особенностей ее функционирования; научное обоснование роли и места образования в обществе, его взаимодействие с другими отраслями человеческой деятельности; научно-техническое, социально-экономическое и организационно-педагогическое прогнозирование развития системы образования; разработка стандартов образования с целью повышения эффективности работы системы и ее интеграции во всемирное образовательное простанство; научно-методическое обеспечение обучения, воспитания и развития личности; использование новых педагогических технологий в учебных заведениях разных типов; изучение проблем психолого-педагогической реабилитации, социально-правовой защиты, особенностей обучения и воспитания учеников в условиях радиационного загрязнения и других экстремальных ситуаций; исследование проблем обучения и воспитания учеников с особенностями психофизического развития, социально-психологической профилактики асоциального поведения; создание диагностических, профориентационных и профадаптационных методик и инструментария по отбору учащихся для дифференцированного общего, профильно-трудового и профессионального обучения; подготовка и повышение квалификации научных и научно-педагогических кадров; координация научных исследований в области образования; обеспечение взаимодействия ученых, педагогов-практиков и работников системы управления образованием и др.

В 2002 году состоялась самая значительная реорганизация Института. В итоге слияния Национального института образования с Учреждением «Научно-методический центр учебной книги и средств обучения» Министерства образования Республики Беларусь и Учреждением образования «Белорусский научно-методический центр игры и игрушки» образовано Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.